- Вестник КНИИ РАН(архив)
- Вестник КНИИ РАН. Серия «Социальные и гуманитарные науки»
- Совет молодых ученых
- Библиотека
- Диссертационный совет
- Противодействие коррупции
- Наука и университеты
- Гранты, конкурсы
- Противодействие терроризму и его идеологии
- Региональный исследовательский центр коллективного пользования (РИЦКП)
МЕНЮ
КОНТАКТЫ
Почтовый адрес: 364051, Россия, Чеченская Республика, г.Грозный,
В. Алиева (Старопромысловское шоссе), 21 а
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Т./ф.: (8712) 22 26 28
(приёмная)
ИНН: 2020003476
КПП: 201 601 001
СЕМИНАР ПО АКТУАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЕ
28 февраля 2013 г. на научном семинаре лаборатории этнологии и археологии (заведующий – доктор исторических наук С.М. Джамирзаев) с докладом «О генезисе и сущности суфийского братства эвлия (святого) чеченца Кунта-хаджи на Северном Кавказе» выступил доктор исторических наук, профессор, гнс Л.М. Гарсаев. Доклад на актуальную тему был выслушан с большим вниманием и вызвал живое обсуждение и многочисленные вопросы.
О ГЕНЕЗИСЕ И СУЩНОСТИ СУФИЙСКОГО БРАТСТВА ЭВЛИЯ (СВЯТОГО) ЧЕЧЕНЦА КУНТА-ХАДЖИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Л.М. Гарсаев
Повяжите чалмой свое сердце
прежде, чем повязать ею голову.
Святой Кунта-Хаджи
Чеченцы и ингуши, как и все горцы Северного Кавказа, до принятия ислама, пережили язычество и частично - христианство. Из этого следует, что духовная ситуация на протяжении многих веков на северном Кавказе была неоднородной и часто изменчивой.
Памятники материальной культуры, сохранившиеся на территории Чечни и Ингушетии, и изученные отечественными учеными, а также письменные источники и предания чеченцев свидетельствуют о том, что к XVII веку ислам стал господствующей религией среди чеченцев, а в третьей четверти XIX в. и среди ингушей, но проникать в этот регион он стал значительно раньше. Эту версию, в частности, подтверждают исследователи М.А. Абазатов[1] и У.Лаудаев, в трудах которого имеются сведения о чеченцах, принявших ислам от соседних дагестанских племен [2].
Профессор М.Х. Багаев[3], ссылаясь на востоковеда А.Р. Шихсаидова, пишет, что с арабскими завоеваниями связано распространение ислама в пределах Северо-Восточного Кавказа и в первую очередь – в Дагестане. Процесс исламизации дагестанского общества прошел два основных этапа:
1. VII - первая половина X в.
2. Вторая половина X-XVI в.
Из них первый этап связан в основном с арабскими завоеваниями и с самими арабами, сыгравшими значительную роль в исламизации Дагестана и пограничных с ним территорий Чечни.
Второй - это время сравнительной исламизации районов Дагестана, когда ислам стал здесь официальной идеологией и распространяли ислам уже сами дагестанские муллы, как на своей территории, так и в Чечне.
В эти хронологические рамки исламизации Дагестана условно вписывается Чечня, где мусульманство более активно распространяется в XV-XVI веках и легко уживается здесь с чеченскими адатами, а местами - и христианством. Если верить письмам («челобитным») чеченцев русскому царю Ивану IV (Ивану Грозному) с просьбой принять их в подданство России, то в XVI веке чеченцы делились на мусульман, христиан и язычников. Об этом свидетельствуют документы, опубликованные кавказоведом С.А. Белокуровым в 1889 г. в книге «Сношения России с Кавказом». То же самое подтверждают и археологические изыскания в Чечне. Так, самая ранняя надмогильная плита (чурт), найденная на древнем могильнике у селения Г1ачалкх (Ножай-Юртовский район), датирована 990 годом хиджры, что соответствует 1582 году. На могильниках же у селений Хой, Макажой, Кезеной, Тазбичи, Дышни, Боторч, Нижний Кокадой и др. обнаружены чурты уже XVII-XIX вв. Говоря иначе, мы вправе констатировать, что ислам на значительной территории Чечни уже к XVIII в. утвердился прочно.
В преданиях народа сохранилось имя первого проповедника ислама у чеченцев – Термол. Будучи человеком красноречивым, в своих проповедях он описывал всемогущество Бога мусульман, в ярких красках рисовал красоты рая, уготованного правоверным [4].
Согласно полевому материалу, окончательное утверждение ислама в Чечне произошло при Берсе Курчалинском (нач. XVII в.), которого в народе называли имамом и шейхом (святым).
В Ингушетии ислам утвердился под влиянием учения Кунта-Хаджи, как было отмечено в третьей четверти XIX столетия.
Как сообщают духовные песнопения – назмы, действительно, благодаря этому великому человеку ингуши стали мусульманами. В первую же минуту его появления на вершине Несир-Корта со своими мюридами, ингуши восторженно приняли его возгласами: Марша ва хьо! Хьо ву тхуна везнарг, оха сатийсинарг (Добро пожаловать! Ты тот, кого мы ждали и на которого надеялись).
Вот так Киши-Хаджи вошел в души ингушей, воцаряя в них веру в Аллаха, безболезненно и без крови обращая их в мусульман. Ведь в свое время Имам Шамиль не смог сделать это, потому что насилие неприемлемо для вайнахов даже в таком благородном деле, как обращение в веру Мухаммада.
По рассказам старших мюридов своим векилом (представителем) Киши-Хаджи оставил там ингуша по имени Тамаш из тайпа Евлой.
Ислам сыграл объединяющую роль для многочисленных народов Северного Кавказа. Нужна была идеология, общая и понятная для всех для всех горцев, сплочение которых в условиях постоянного противостояния внешнему врагу было жизненно необходимым. Этой идеологией и стал ислам в форме так называемого «шейхизма», т.е. культа святых шейхов. Шейхизм стал первой формой, в которой ислам утвердился в Чечне и Ингушетии. Святой шейх воспринимался верующими как покровитель и заступник, ответственный за веру и нравственный облик своих мюридов. Правда, нашу точку зрения не разделяют некоторые ученые из Чечни.
В 50-60-х гг. XIX века зародилось местное ответвление тариката "кадирийа" — нового тариката для Северного Кавказа. Основателем ответвления этого тариката считается шейх Кунта-Хаджи Кишиев из села Илисхан-юрт в Чечне, пытавшийся своими проповедями, несущими людям мир и гуманизм, спасти чеченский народ от невероятных бед во второй половине 50-х годов XIX века, когда значительная часть Чечни была под контролем царских войск, а имамат Шамиля доживал последние месяцы.
Кунта-Хаджи Кишиев по возвращении на родину из паломничества в Мекку, выступил с проповедью нового для земляков суфизма кадирийского направления и основал новый тарикат "зикристов". «Зикристами» кадиритов называют потому, что в основе их молитвенной деятельности лежит "зикр" (упоминание имени Аллаха).
Деятельность нового братства была на какое-то время пресечена Шамилем, который обвинил его главу в пропаганде против имамата. Идеология зикризма противоречила идеологии газавата Шамиля, требующей продолжения бессмысленной борьбы с царской империей.
В 1864 году 3 января с ведома царя Александра II Кунта-Хаджи и его сподвижники Мовсар (брат Кунта-Хаджи), Коврнак, Тутгиреев Абдусалам из Алхан-Юрта и Талиб были взяты под стражу.
А 6 января того же года из грозненской тюрьмы их перевезли во Владикавказ, оттуда через Ставрополь и Екатеринодар, а затем в Новочеркасск. Около 6 месяцев провел Кунта-Хаджи со своими единомышленниками в новочеркасской тюрьме, после чего был выслан на вечное поселение в Новгородскую губернию г. Устюжно.
По-разному сложились судьбы мучеников за веру: Абдусалам, Коврнак и Талиб были отправлены в Смоленскую губернию. Мовсару удалось уйти из под стражи и перебраться в Стамбул. Сам Кунта-Хаджи провел в Устюжно два года, а 19 мая 1867 года его следы теряются – cчитает профессор М.М. Ибрагимов.
В ссылке г.Устюжно ему пришлось испытать тяжелую судьбу, а Шамиль, породивший газават, в результате которого значительно пострадал генофонд чеченского народа, стал почетным гостем российского царя.
Братство Кунта-Хаджи в настоящее время стало самым многочисленным на Северном Кавказе. По мнению ведущих богословов Чечни, приверженцами братства Кунта-Хаджи являются около 65% чеченцев, а в Республике Ингушетия эта цифра, по нашему мнению, составляет около 70 %.
Мюриды Кунта-Хаджи, в каком-то смысле, являются не просто приверженцами одного братства, но представляют собой некое этноконфессиональное единство со своими ценностными ориентациями. От других вирдов их существенно отличает то, что своего устаза Кунта-Хаджи они не считают умершим. С ним связаны мессианские ожидания верующих. Последователи Кунта-Хаджи верят в то, что он ушел, чтобы прийти и спасти своих последователей от притеснений и несправедливостей этого мира. Вера в учителя, живого, готового прийти на помощь в любую минуту, делает их отчаянными и самоотверженными, духовно крепкими и уверенными в своих силах. Кунта-Хаджи, считают они, стал невидимым, скрытым и вернется в определенное время.
Авторитет Кунта-Хаджи до сих пор очень высок на Северном Кавказе. Мюриды Кунта-Хаджи привстают или встают в полный рост, когда упоминается его имя. В то же время его имя предпочитают не произносить, а заменяют его иносказаниями: «Дела вели» (Приближенный к Аллаху), «Хатимул вели» (Печать Эвлияов), «Элчанан верас» (Наследник Пророка), «Дуьненан Устаз» (Учитель Вселенной) и т.д. Это подтверждает его религиозный сан и большое уважение верующих к его личности.
Как было отмечено выше, его учение распространилось в Чечне и Дагестане, а с конца XIX в. - в Ингушетии, в Пригородном районе Северной Осетии и Ахметском районе Грузии. Среди его последователей есть даже немцы и поляки, живущие в Чечне. Например, семья Мухаммада-хаджи Вайсерта из с. Исти-су или поляка Ясиевича из с. Махкеты.
Главное в проповедях Кунта-Хаджи - принцип ненасилия. Российский исследователь К. П. Борусевич отмечал, в частности, "смиренность, набожность и незлобивость характера кунта-хаджинца. Они не употребляют табака и алкоголя, уклоняются от ссор и конфликтов, вместо оружия используют палку"[5].
В истории этого братства до сих пор много белых пятен. В частности, ученым пока неизвестно, от кого Кунта-Хаджи получил благословление на проповедническую деятельность. Может быть, прав один из известных суфийских авторитетов Джунайд ал-Багдади, когда говорил, что «у нас не было наставника в суфизме, наш наставник – голод и отречение от мира»[6].
Поскольку мюриды не признают смерти своего устаза, святыней поклонения кунта-хаджинцы избрали могилу (зиярат) его матери. Хеди - мать великого учителя похоронена в селе Хаьжи-эвл Веденского района ЧР. Основателем этого села был сам Кунта-Хаджи. При советской власти село было переименовано в Первомайское. Мюриды Кунта-хаджи не только из Чечни, но из других республик Северного Кавказа, постоянно посещают ее мавзолей, глубоко почитая ее. Есть много духовных песен "назмов", посвященных ей. Философские аспекты этих песен заслуживают особого интереса, например, тема извечности (до сотворения мира) существования души Кунта-хаджи, тема его старшинства по рождению в отношении собственной матери. Среди мюридов считается, что дух Кунта-Хаджи был прислан в мир задолго до его физического рождения. И дух его пребывает в вечной жизни до конца этого мира и приходит на помощь по зову богобоязненного мюрида.
Мавзолей Хеди, как и дом Кунта-Хаджи, реставрированы в последнее время по указанию Главы Чеченской Республики, Героя России Р. А. Кадырова.
В настоящее время существуют различные ответвления братства кадиритов Кунта-Хаджи, такие, как братства Баммат-Гирея-хаджи (Iовда), а позднее Али Митаева (Вели) - сына Баммат-Гирея-хаджи, Чиммирзы, Вис-хаджи, Батал-хаджи, Мани-хаджи.
За время советской власти суфизм на Северном Кавказе претерпел много изменений. Несмотря на поддержку, которую шейхи оказали большевикам, кавказским суфиям не удалось избежать общей судьбы религиозных деятелей: шейхов и их последователей начали сажать и расстреливать; тарикаты лишились не только собственности, но и самой возможности существовать открыто. Возможность действовать легально появилась только в последние постперестроечные годы.
Братство "Кунта-Хаджи" знаменито ритуалом отправления коллективных зикров, тихого и громкого. Громкий общий зикр начинается с прославления Аллаха и Пророка. Сначала члены братства могут при этом и сидеть, и стоять, Однако, когда постепенно убыстряется темп зикра, все встают. Самые молодые и здоровые переходят к круговому движению, а те, кто постарше и слабее, встают отдельно по углам помещения и исполняют духовные гимны - "назмы"поддерживая тем самым круг зикра. При исполнении тихого зикра суфий может сидеть один и тихим голосом читать определенные суры Корана и различные формулы зикра.
В условиях депортации вайнахов проповедническую деятельность Кунта-Хаджи и его преемников по тарикату продолжил шейх Хамад Газиев (1924-1970 гг.) из с. Элистанжи.
В условиях концлагерного режима шейх Хамад появлялся в каждом уголке необъятного Казахстана и Киргизстана, везде, где жили выселенные чеченцы. Его проповеди были всегда короткими, но емкими по смыслу. Каждый слушающий находил в них ответы на свои выстраданные вопросы. Таким образом, выполняя функции миссионера, шейх Хамад возрождал суфийский тарикат-кадарийа среди чеченцев, оказавшихся на чужбине.
Справедливости ради нужно отметить, что Хамад имел проблемы с правоохранительными органами СССР, но это уже отдельная история. Как поборник справедливости и патриот своего народа, он вполне мог иметь их, радея за свой незаконно притесняемый и унижаемый народ.
Кстати, Хамад является прапраплемянником наиба имама Шамиля Т1ех1ира Элистанжинского, после гибели которого, говорят, имам Шамиль сказал: «Я лишился крыльев». Символично, то, что Т1ех1ир – первый похороненный по новому обряду къадарийского ордена (местного ответвления «зикризма»). Предал его земле на древнем Элистанжинском кладбище сам Великий Устаз и миротворец Кунта-Хаджи, положив его прах в могильную нишу с правой стороны (к1елаг1ор лахьта долуш). С тех пор покойника и чеченцы, и ингуши – къадарийцы хоронят только таким образом.
На этом же кладбище позже была похоронена мать Шамиля Баху-Меседа братьями Т1ех1ира Яхьей, Шабой и его сыном Г1ези (прадед Хамада и Санет, матери авторов).
История суфизма всегда находилась в центре внимания отечественных и зарубежных исследователей. Однако суфизм на Северном Кавказе изучен гораздо меньше, чем, например, суфизм в Иране и других странах мусульманского мира. В контексте этой проблемы необходимо отметить большой вклад профессоров А.Х. Яндарова и В.Х. Акаева, авторов многих трудов по суфизму на Северном Кавказе.
Сейчас суфиеведение как часть исламоведения активизирует свой потенциал по всему миру. В нем отчетливо прослеживаются два направления. За редким исключением отечественное суфиеведение отдает предпочтение философско-филологическому анализу текстов памятников, избегая компаративистики и не касаясь социально-экономических и политических проблем. Зарубежная наука придерживается более широкого подхода. Эти расхождения в методологических установках сами по себе могут быть объектом специального исследования именно в рамках суфиеведения, имеющего дело с эзотерическим знанием, с закрытыми информационными уровнями, различными степенями понимания и посвящения в, казалось бы, очевидные понятия и явления.
Определенные трудности отечественного суфиеведения связаны с утратой кавказоведения как необходимой составляющей востоковедения и видимо, далеко не случайно к сегодняшнему дню сложилось положение при котором востоковедческие центры обеих столиц России не располагают кавказоведением в необходимом объеме и на необходимом уровне. Даже высокий уровень многих исследований, выполненных кавказскими учеными, не заполняет научно-информационного пробела.
Включение Кавказа в сферу востоковедческих интересов в полном объеме – дело будущего. Сложность его очевидна, тем более, что рано или поздно придется отказываться от устойчивых стереотипов, относящихся к выявлению подлинного места и роли народов и языков Кавказа в огромном восточном мире. Наконец, изменения, происшедшие в традиционных обществах за советский период не могут игнорироваться или тенденциозно искажаться в целях манипуляции массовым сознанием.
Жизненно важно также восстановление объективного подхода к изучению суфизма на Северном Кавказе. Необходима кропотливая профессиональная работа по введению в научный оборот практически неизученного рукописного наследия Чечни, в которое входят и исторические произведения, и поэтические сочинения. Чеченский суфизм дает почти неисследованный материал – «назмы». Огромный фольклорный материал, собранный по преимуществу в годы правления КПСС в целях антирелигиозной пропаганды, практически не рассматривался с научной и культурологической точек зрения. Необходимо также организация планомерных полевых исследований, в частности для фиксации произведений устной традиции как прошлого, так и настоящего времени.
Тарикаты сегодня на Северном Кавказе и, особенно, в Чечне и Ингушетии - реальность, без учета которой едва ли возможна верная ориентация в стабилизации этноконфессиональных отношений.
В свете последних событий на Кавказе и во всем исламском мире учение Кунта-Хаджи Кишиева, этого Великого гуманиста – чеченца, эвлия, сегодня обретает особую востребованность.
Поэтому для наиболее разумной верующей части человечества всегда будут интересны и духовно необходимы люди «как чеченец Кунта-Хаджи, русский Лев Толстой, индус Махатма Ганди. Они – совесть, честь и истинные миссионеры Всевышнего на Земле».
В заключение будет уместно привести актуальные на все времена слова Кунта-хаджи: «Хотите любить Всевышнего Аллаха – любите справедливость».
Примечания:
- 1.Абазатов М.А. О вреде пережитков шариата и адатов в Чечено-Ингушетии и путях их преодоления. – Грозный, 1963.
- 2.Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о Кавказск4их горцах. Вып. 4 Тифлис, 1873. С.28.
- 3.Багаев М.Х. Страницы древней истории Чечни. – Грозный, 2012. С. 107.
- 4.Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о Кавказск4их горцах. Вып. 4 Тифлис, 1873. С.28.
- 5.Борусевич К.П. Сектантство среди ингушей // Этнографическое обозрение. Кн. XVIII. – М., 1983. №3. С. 135-144.
- 6.Крымский А.Е. Очереди развития суфизма. – М., 1895. С.45.
.
Календарь
Октябрь
7
Понедельник
ВРЕМЯ
Уважаемые пользователи!
Просим сообщать о возможных ошибках, а также замечаниях и пожеланиях по информационному наполнению интернет-сайта, по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.