В книге К.Х. Ибрагимова собраны многочисленные статьи, опубликованные автором с 2000 г. в общественно-политической газете Чеченской Республики– «Вести Республики» и Интернете. Автор показывает некоторые исторические вехи жизни чеченского народа в контексте использования и охраны земли, раскрывает послевоенное духовно-нравственное состояние современного чеченского общества, предлагает конкретные меры по ускорению социально-экономического и экологического развития Чеченской Республики.
В книге на основе изучения содержания нормативных актов Российской Империи формулируется вывод о том, что разные кавказские народы и их отдельные представители по-разному относились к колониальной политике России на Кавказе. Зажиточные люди, которым было что терять от взбунтовавшегося голодного люда или от набегов жестоких кочевников, в основном были за союз с Россией. А сам же простой народ, который в основном исповедовал ислам, был против всяких сношений с христианским режимом.
В советских исторических учебниках преобладало мнение, — отмечается в книге, — что царское самодержавие по отношению к национальным окраинам проводило политику «разделяй и властвуй». Между тем, история земельно-правовых отношений царской России, — утверждает автор, — не приводит ни одного примера в подтверждение данного мнения. Однако имеются факты противоположного свойства, когда самодержавие предпринимало срочные и кардинальные меры по предотвращению столкновения народов из-за земельных споров. Однако в деятельности самодержавия бывали и примеры негативного характера, свидетельствующие, например, о религиозной нетерпимости. Например, шотландцам, колония которых поселилась на Северном Кавказе, разрешается в качестве привилегии обращать в свою веру и покупать не представителей православной веры, а именно, из горских народов. Совсем иное отношение у самодержавия к бусурманам, — если те насильно крещенного человека в свою бусурманскою веру обратят – тех, согласно п. 24 гл. 22 Уложения «по сыску казнить, сжечь огнем без всякого милосердия»[1].
По мнению автора, нерациональное использование сельскохозяйственных земель является основной причиной обвальной зависимости Чеченской республики и всей России от импорта зарубежного, в основном, генно-модифицированного и дорогого продовольствия, что в условиях возрастания угрозы всемирного продовольственного кризиса, является недопустимым. Одной из главных причин пробуксовки земельной реформы в ЧР, на его взгляд, является отсутствие комплексного подхода в решении проблем земельных преобразований, как в организационно-экономическом, так и в правовом. В организационном – разные вопросы реализации мероприятий земельной реформы распределены между разными министерствами и ведомствами при отсутствии должной координации их деятельности в данной сфере. В правовом – правовая безграмотность населения – главной движущей силы реализации мероприятий реформы, с одной стороны, — и несовершенство земельного законодательства, выражающееся в многочисленных коллизиях и пробелах в части регулирования гражданского оборота земель сельхозназначения и надежной защиты этих земель от самовольных и иных захватов, от нецелевого и нерационального использования, — с другой. Такое же негативное отношение к сельскохозяйственным землям и в целом по Российской Федерации. Вот почему Россия, которая могла бы кормить до четверти человечества, не в состоянии даже прокормить свое собственное население. Глобальное потепление климата сегодня, как никогда ранее, опровергает тезис о суровости климата России для ведения высокоэффективного сельского хозяйства.
В регулировании земельных отношений весьма важной является форма земельной собственности, — резюмирует автор. Он ссылается на И. Иванова, который в 1851 г. отмечает, что у чеченцев «права личной поземельной собственности не существовало и не существует почти до последнего времени; но только при быстром увеличении народонаселения они начали несколько ценить пахотные места и ограничили только общее право каждого владеть угодьями»[2]. Что касается земель, занятых лесами, то, по данным И. Иванова, лесов в Чечне было много и земля под ними составляла общую нераздельную собственность. Как и И. Иванов, мнения о преобладании в Чечне общинно-передельной формы землевладения придерживается Е. Максимов[3]. Однако с ними не согласен Н.С. Иваненков, утверждающий, что в Чечне с незапамятных времен основной формой землевладения была частная собственность на землю[4]. С этой точкой зрения согласуется и мнение И.М. Саидова, причем, утверждающего о тождестве форм землевладения у чеченцев в горах и на плоскости[5], с чем вряд ли можно согласиться. Можно с уверенностью утверждать, что у чеченцев на равнине частной собственности на землю не существовало (это запрещал ислам), а была передельно-общинная. Исключение составляли приусадебные земли, которые, как правило, находились в частной собственности.
Что касается горного землевладения, сформировавшегося на протяжении многих веков и задолго до принятия ислама, то оно характеризуется как частновладельческое. Частная собственность на горные земли сохранилась до сих пор, исключая те земли, которые служили общинными и тайповыми пастбищами, которые после 1917 г. национализировала советская власть и создала на них колхозы. О наличии общинно-тайповых пастбищ у горских чеченцев в 1871 г. подтверждает и Н. Дубровин: «В Чечне, подобно другим горным обществам господствовала общинная и тайповая формы пользования пастбищными угодьями, нередко жители одного ущелья имели общие пастбища»[6].
В Чечне на протяжении веков сформировались довольно взаимовыгодные отношения между равнинными и горными чеченцами в развитии сельского хозяйства. Как было отмечено выше, горные районы были лишены достаточных площадей пахотных угодий. Поэтому равнинные чеченцы поставляли в горы так необходимый горцам хлеб, а те, в свою очередь, обеспечивали равнину так необходимой для жизни плоскостных чеченцев животноводческой продукцией. Это же в 1881 г. отмечает О. Маргграф: «Альпийская Чечня вполне зависит от плоскостной как в отношении обеспеченности хлебом, так и в своем скотоводстве»[7].
Таким образом, на основании результатов собственных исследований К.Х. Ибрагимов приходит к заключению, что чеченцы веками жили на своей земле, кормились от её плодов, а не от набеговой системы, выстраивая взаимовыгодные торговые отношения как между собой (горцы — плоскостные чеченцы), так и с соседними народами. При этом основной формой землевладения была общинная с переделами земельных участков через каждые 6 или 9 лет.
Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических, исторических и сельскохозяйственных специальностей, служащих органов государственного и муниципального управления.