- Вестник КНИИ РАН(архив)
- Вестник КНИИ РАН. Серия «Социальные и гуманитарные науки»
- Совет молодых ученых
- Библиотека
- Диссертационный совет
- Противодействие коррупции
- Наука и университеты
- Гранты, конкурсы
- Противодействие терроризму и его идеологии
- Региональный исследовательский центр коллективного пользования (РИЦКП)
МЕНЮ
КОНТАКТЫ
Почтовый адрес: 364051, Россия, Чеченская Республика, г.Грозный,
В. Алиева (Старопромысловское шоссе), 21 а
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Т./ф.: (8712) 22 26 28
(приёмная)
ИНН: 2020003476
КПП: 201 601 001
КРУГЛЫЙ СТОЛ «ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ЧЕЧЕНСКОГО ЭТНОСА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД: ЗАДАЧИ, РЕШЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ»
15 октября 2024 г. в зале заседаний КНИИ РАН состоялся круглый стол на тему «Формирование самосознания чеченского этноса в советский период: задачи, решения и достижения». Мероприятие проводилось в рамках Года истории, исторических памятников, архитектуры и культурного наследия чеченского народа.
Основным докладчиком выступил доктор философских наук, г.н.с. КНИИ РАН Вахит Акаев. Вахит Хумидович начал свой доклад с определения понятий. Он подчеркнул, что этнос в Советском Союзе определялся как социально-культурное сообщество, связанное с биологической основой. В советской историографии этнос (этническая общность) определялся как особый, исторически возникший тип социальной общности, особая форма коллективного существования людей. Такая общность складывается и развивается естественным путем, она не зависит от воли представителей этносов, входящих в нее, она устойчива, бытует много веков. Эта позиция опиралась на марксистки-ленинскую методологию и поддерживалась многими советскими этнографами.
Вахит Хумидович также отметил, что в годы советской власти существовал специфический путь формирования самосознания каждого представителя этноса (этнофоры). Самосознание имели татары, грузины, русские, чеченцы и др., которые представляли единый советский народ. Самосознание того или иного народа выражало его этнокультурную идентичность, этническую особенность, которая проявлялась в языке, фольклоре, письменности, вере, историческом прошлом и т.д. Осознание всего этого формировало этническое самосознание.
Докладчик обратил внимание участников на тот факт, что этническое самосознание чеченцев в Советском Союзе формировалось в рамках социалистической идеологии и практики. Каждый чеченец, осознавая себя частью чеченского этноса, осознавал себя также и частью единого советского народа. Это говорит о том, что этническое самосознание чеченцев представляло собой симбиозное образование, т.е. оно не было гомогенным, а включало в себя разные компоненты, основанные на этнических ценностях и ценностях социализма. При этом в СССР стояла задача сближения этнического самосознания с социалистическим самосознанием. Однако эту задачу выполнить не удалось. Этническое самосознание чеченцев оставалось синкретичным. Оно содержало в себе духовные и материальные ценности, выражаемые родным языком, верой, обычаями и традициями, культурой.
На круглом столе также выступили д.с.-х.н. Кюри Ибрагимов, д.и.н. А. Осмаев, к.п.н. А. Салгириев, д.и.н. С. Джамирзаев и др.
Календарь
Ноябрь
4
Понедельник
ВРЕМЯ
Уважаемые пользователи!
Просим сообщать о возможных ошибках, а также замечаниях и пожеланиях по информационному наполнению интернет-сайта, по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.