03 апреля 2025 года в КНИИ РАН состоялся научный семинар лаборатории филологии и культурологии института. С докладом «Время, условия и факторы распространения и утверждения ислама в Чечне» выступил гнс лаборатории, д.ф.н. Акаев Вахит Хумидович.

Докладчик подчеркнул, что о времени и исторических условиях принятия ислама чеченцами бытуют разные версии. В научных исследованиях выделяются четыре версии. Первая версия была высказана царским историком А.П. Берже, который считал, что «ислам водворился между чеченцами на далее XVIII века», вторая версия принадлежит У. Лаудаеву,  который утверждал, что массовое принятие ислама чеченцами произошло в восточной Чечне в конце XVI и нач. XVII вв. и связано с деятельностью таких чеченских проповедников, как Термаол и Берса-шейх.

Третью версию в советское время высказал Анатолий Шамилев, который в своей кандидатской диссертации писал, что «корни принятия ислама чеченцами следует искать в XIV-XV вв.». Этой позиции придерживались С. Умаров, В. Гадаев.

По мнению В.Х. Акаева, процесс исламизации чеченцев был достаточно длительным, противоречивым. С его точки зрения, четвертая версия состоит в том, что с момента арабских завоеваний на Кавказе начался процесс принятия ислама кавказскими горцами, чеченцами, вынужденными адаптироваться к сложившейся военной, политической, экономической реальности. Для народов Кавказа, придерживавшихся различных религиозных верований, оказавшихся под влиянием завоевателей, политически и экономически было выгодно переход к новой религии. В. Акаев считает, что исламизация чеченцев началась с момента завоевательных походов арабов, и это процесс был постепенный, противоречивый и длился в течение семи-восьми веков. Массовая же исламизация чеченцев, судя по историческим источникам, началась в конце XVI-XVII вв. и связана с деятельностью чеченских проповедников Термаолом и Берса-шейхом.

Докладчик подчеркнул, что вопрос о времени и социокультурных факторах принятия ислама чеченцами не является праздным; стали высказываться околонаучные версии о том, что чеченцы приняли ислам еще при жизни мусульманского пророка Мухаммада. Такая точка зрения сенсационна, но она не подтверждается научно.

Точное выявление времени, условий и социокультурных факторов принятия ислама чеченцами до сих пор остается проблемой, требующей адекватного исследования. И она не может решаться декларациями и принятием решений религиозных деятелей.

Доклад В. Акаева вызвал живой интерес у сотрудников лаборатории.