КНИИ РАН

КОНТАКТЫ

Почтовый адрес: 364051, Россия, Чеченская Республика, г.Грозный,

В. Алиева (Старопромысловское шоссе), 21 а

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Т./ф.: (8712) 22 26 28

(приёмная)

ИНН: 2020003476

КПП: 201 601 001

A+ A A-

ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 http://www.grozny-inform.ru/news/express/100999/

​​​​Философская мысль народов Северного Кавказа – важнейшее духовно-культурное событие, формирующееся на основе осмысления культурного, социально-экономического, политического, религиозного их развития в различные исторические периоды.

 

В досоветский период национальная философская мысль народов Северного Кавказа формировалась хаотически, она основывалась на мифологических, религиозных, этнокультурных установках. Религиозные мыслители, просветители осмысливали и отстаивали образ жизни, обычаи, традиции своих народов, предлагали социальные проекты по совершенствованию жизни людей.

 

На Северном Кавказе философов в классическом смысле этого слова, как например, в античности, средние века и в более поздние периоды, не существовали, но у каждого народа имелись свои мудрецы со своими воззрениями о мире, осмысливавшие жизненные коллизии, объясняющие их причины, находившие пути преодоления. Их имена сохранились в народной памяти, их деяния раскрывают предания, мифологические, фольклорные сюжеты, научные исследования. Между тем рефлексия представителей национальной философии, в которой осмысливается творческий поиск предшественников – важное культурное достижение в современных республиках Северного Кавказа.

 

Изучение общественной, религиозной мысли многочисленных народов СССР являлось важнейшей исследовательской задачей, а в республиканских национальных исследовательских центрах (НИИ), где велась целенаправленная подготовка специалистов, проводивших исследования национальной культуры, обычаев и традиций, фольклора, литературы, религиозных воззрений. С наступлением на ислам в этих центрах создавались сектора по атеизму, перед которыми ставилась задача осуществления идеологической борьбы против пережитков прошлого, религиозных обрядов, привития социалистического образа жизни и материалистического мировоззрения. Издавались многотомные труды, отражавшие историко-философскую, общественно-политическую, духовно-религиозную мысль народов: русских, украинцев, белорусов, грузин, армян, азербайджанцев, казахов, узбеков, народов Прибалтики, Северного Кавказа.

 

В постсоветский период философы, обществоведы, представлявшие национальную исследовательскую школу, не могли осмыслить противоречивый характер эпохи, наступление творческого, духовного кризиса, что ограничивал интеллектуальный поиск, освоение современных теоретико-методологических процедур, новых научных парадигм, столь необходимых для анализа. В отмеченный период философская мысль следовала за событиями, которых порою не удавалось теоретически осмыслить. Жизнь подбрасывала факты, напоминавшие худшие времена человеческой истории, связанные с насилием, аморальностью, гасившие проявление интеллектуальных импульсов.

 

Многие гуманитарии, отказавшись от идеологических штампов, сковывавших творческое воображение, вынуждены были сосредоточить внимание на изучение местных, локальных, региональных этнокультурных явлений прошлого и настоящего. История оставила немало так называемых «белых пятен», в их числе - проблемы репрессированных людей и народов, уничтожение культурных ценностей, исторических и религиозных памятников, из истории отдельных народов, в том числе народов Северного Кавказа, были вычеркнуты имена и дела духовных, политических и общественных деятелей. В этой связи примечательно высказывание академика РАН Г.Г. Гамзатова: «В общественной практике господствовал курс на отрицание за историей горцев положительного художественного опыта, на принижение и примитивизацию их эстетического мышления, на разрыв преемственных связей с прошлым, на забвение национальных истоков культуры».

 

​В изучении этнических культур, общественной и философской мысли народов имеются свои достижения в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, Адыгеи. Ныне в этих республиках идет активный процесс изучения духовной, светской культур, мировоззренческих ценностей народов. Как серьезные научные достижения следует выделить, полученные в республиках Северного Кавказа результаты изучения материальной и духовной культур, в частности, изучение археологических памятников, исторических и литературных текстов, обычного права, фольклора, этикета, религиозных верований, этнополитических процессов.

 

Так, в Дагестане, в ходе исследования традиционной культуры народов Дагестана большое внимание уделено изучению суфизма, арабо-графических текстов, отражавших суфийскоеучение. Так, арабист и ученый М.-С. Саидов осуществил перевод средневекового суфийскоготрактата «Райхан ал-хакаик», принадлежащий Абу Бакру ад-Дарбанди. Философскому анализу этот текст был подверг М.А. Абдуллаевым, который в 1986 году опубликовал в журнале «Вопросы философии» статью, вызвавшая большой интерес у специалистов. Эта публикации для многих специалистов явилась образцом изучения арабо-мусульманской культуры народов Северного Кавказа, как, впрочем, и все его последующие исследования.

 

Суфийская тематика получает целостное завершение в его монографии «Суфизма и его разновидности на Северо-Восточном Кавказе», опубликованной в 2000 году. В ней подведен итог изучения суфизма на Северном Кавказе дагестанскими и чеченскими исследователями, определены пути дальнейшего научного поиска.

 

​В 2001 году М.А. Абдуллаев завершает исследование, посвященное деятельности и воззрениям шейха Абдурахмана-Хаджи и его родословной. Предыдущий опыт теоретического анализа основных вех становления и развития истории и культуры нардов Северного Кавказа позволили ему обратиться к целостному осмыслению образа жизни, интеллектуальной деятельности замечательного духовного наставника дагестанских суфийских шейхов Абдурахмана-Хаджи ас-Сугури и его генеологической ветви. М.А. Абдуллаев продемонстрировал оригинальный творческий подход, проявившийся в сочетании различных жанров и стилей, философских, исторических и публистических.

 

​Активное исследование суфизма в Дагестане ныне проводит М.И. Билалов, раскрывающий взаимосвязь ислама и суфизма, выявляющий особенности познавательной культуры мусульманского мистицизма, соотношениемистицизма и рационализма в культуре народов Дагестана, народов Северного Кавказа.

 

В изучении проблематики суфизма в Чечено-Ингушетии в годы советской власти доминировали партийно-идеологические установки, атеистическая парадигма. Так, явление мюридизма, производное от суфизма рассматривалось и оценивалось крайне негативно, оно считалось реакционным феноменом, дурманящим сознание людей, превращающим их в фанатиков, препятствующим общественному прогрессу. В массовом количестве выходили брошюры с рубрикой «атеистам наступать», в которых давалась идеологически и политически искаженная картина этнической культуры, рассматриваемой как тормоз социального прогресса. В этой идеологической обстановке, напоминающей дух средневековой инквизиции, не было возможности для свободомыслия, творческого осмысления неоднородных, противоречивых явлений духовной культуры народа.

 

Тем не менее, за пределами ЧИАССР, в Алма-Ате, в 1975 году ведет активные исследования суфизма осуществляет А.Д. Яндаров, который такие религиозные явления, как «мюридизм» и «зикризм», рассматривал в качестве в соотношении с суфизмом, справедливо считая их компонентами исламского мистицизма,, а также идеологической оболочки народно-освободительных движений, происходивших на Северном Кавказе на протяжении 20-60-х годов ХIХ век. Суфизм формировали религиозно-философское мировоззрение народов Дагестана и Чечни, оказывал влияние на просветительские идеи.

 

​Исследования М.А. Абдуллаева и А.Д. Яндарова получили продолжение в наших работахв начале 90-х годов ХХ столетия. В 1994 году появилась моя работа «Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение», в основу которой легли архивные документы, арабо-графический текст «Тарджаматмакалати… Кунта-шейх» («Речи и высказывания Кунта-Хаджи»», опубликованный в начале ХХ в. в Тимир-Хан-Шуре в типографии М. Мавраева, представлявшем суфийское учение шейха Кунта-Хаджи. Герменевтический подход к анализу тексту позволил выявить духовно-нравственные и религиозно-философские воззрения чеченского суфия Кунта-Хаджи Кишиева. Эти идеи получили развитие и конкретизацию в нашей докторской диссертации, а также в последующих монографических работах.

 

​Сегодня успешно над изучением общественной мысли чеченцев работает М.Г. Магомадов, анализирующий тематику, обозначенную А.Д. Яндаровым, а также в наших исследованиях. Философские воззрения А.Д. Яндарова, имеющие важное теоретическое значение для современной философской, религиозной мысли чеченцев проанализированы в наших публикациях, а также на специальной Всероссийской научной конференции, проходившей в этом году в ЧГПУ .

 

​Важным исследовательским направлением в гуманитарной мысли дагестанских ученых является изучение ислама, исламской культуры и мысли в Дагестане. В этом направлении существенный вклад внесли М.А. Абдуллаев, А.Г. Агаев, А.Р. Шихсаидов, Х.А. Омаров, Г.М.-Р. Оразаев, Т.М. Айтберов, Г.И. Какагасанов, А.А. Исаев, П.М. Алибекова, Ш. Шихалиева и др.

 

​Следует отметить социально-философские, этнокультурные труды А.Г. Агаева «Нациология. Философия национальной экзистенции», «Философия совести», в которых рассматриваются вопросы о необходимости создания общей теории нации (нациологии), освещается жизнь, деятельность и мировоззрение Магомеда Ярагского, определяется место Дагестана между Востоком и Западом. Эти философские вопросы и ответы на них заняли достойное место в философской и религиозно-нравственной культуре Дагестана.

 

​Подчеркивая достижения в исследовании народной культуры на Северном Кавказе, мне бы хотелось обратить внимание на то, что ее изучение ныне ослабло, мало видно молодых сил, работающих в данной области и достигших значимых результатов. Вместе с тем появляется все больше молодых специалистов, посвятивших себя изучению политических, конфликтологических, межнациональных проблем. Конечно, это дает развитие политической мысли, но изучение философской и общественной мысли сегодня требует широких обобщений, теоретического анализа, а для этого имеется социальная ситуация, требующая новых подходов.

 

​Ингушская общественная мысль представлена в работах А. Танкиева, И. Сампиева. Значительное внимание первый исследователь уделяет изучению мифологического и фольклорного элементов сознанию ингушей, эстетических и этических аспектов ингушского фольклора, взаимосвязи эстетической культуры ингушей с русским фольклорам.

 

​В работах И. Сампиева осуществляется теоретико-методологический анализ проблем национального самоопределения, в частности, становления и развития государственности ингушского этноса.

 

​В трудах осетинского ученого М.С. Тотоева в конце 50-х годах ХХ столетия раскрывалась история культуры и общественной мысли в Северной Осетии. Комплексный характер имеет исследование С.А. Айларовой, посвященное анализу общественной мысли народов Северного Кавказа, осуществленное в начале 2000-х годов. Однако в ней практически не отражено творчество просветителей народов Северного Кавказа, изучавших арабо-графические тексты мусульманских народов региона. В конце 70-х годов ХХ столетия А.Х. Хакуашев издает книгу, посвященную адыгским просветителям. Несколько позже появляется в свет книга Р.Х. Хашхожева, также посвященная деятельности адыгских просветителей, которые опирались на идеи европейского просвещения, пропагандируя их в своем творчестве.

 

​История общественной мысли кабардинского народа в первой половине ХIХ века основательному исследованию осуществлено Р.У. Тугановым. Как сообщает сам автор, при изучении общих проблем развития культуры адыгов, в частности, их общественной мысли, он абстрагировался от материалов фольклора.

 

​Исследования С. Аккиевой, И.И. Маремшаовой, С.И. Эфендиева, Ф.С. Эфендиевапосвящены изучению общественной мысли, культурным традициям балкарцев и карачаевцев, просветительской мысли. Предпринятая Р.Т. Хатуевым попытка обосновать существование на Северо-Западном Кавказе суфийских орденов и описание их деятельности, считаю ценным в религиозно-философском и культурологическом отношении. Общественная и философско-культурологическая мысль адыгских народов эффективно развивается в работах: Х.М. Думанова, Р.Д. Хунагова, Х.Г. Тхагапсоева, Р.Х. Керейтова, А.Ю. Шадже, С.А. Ляушевой и др.

 

В ходе исследования национальных культур, философской мысли народов Северного Кавказа обозначились три тенденции:

 

1. Изучение особенностей народной культуры, проявляющаяся через национальный язык, обычаи, традиции, фольклорные сюжеты, этнопсихологические особенности.

 

2. Рассмотрение национальных культур в их связях и контактах с русской и европейской культурами.

 

3. Изучение влияния религиозной культуры на этнонациональные, этнокультурные процессы.

 

​Завершая свой доклад, хочу отметить, что научное сообщество Чеченской Республики должно быть нацелено на исследование общественной, философской мысли, отражающей социальное бытие народа, его культурную динамику, изменение социальной психологии, мировоззрения, изучение причин социального расслоения, поиски национальной идентичности в общем контексте развития народов в России. В связи с этим считаю уместным следующие выводы:

 

​1. Прежде всего, отрадно отметить, что исследование гуманитарной, философской и культурологической мысли народов Северного Кавказа, несмотря на критическое положение гуманитарной науки в обществе, сегодня не прерваны, они продолжаются благодаря исключительно подвижническому труду многих региональных гуманитариев.

 

2. Представляется необходимым написание обобщающих коллективных трудов, посвященных общественной, философской мысли народов Северного Кавказа.

 

3. Вполне очевидно, что сегодня нужно преодолеть существующую раздробленность ученых и осуществляемых им исследований, ориентируя на обобщающие коллективные работы. В контексте этого видится создание Центра способного интегрировать идеи, отражающие северокавказскую этнокультурную идентичность, составляющую часть общенациональной российской идентичности. ​​

В.Х. Акаев, главн. научн. сотруд. КНИИ РАН, д. филос. н., академик АН ЧР

Уважаемые пользователи!

Просим сообщать о возможных ошибках, а также  замечаниях и пожеланиях по информационному наполнению интернет-сайта, по адресу  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Design by © DJUMAR | All rights reserved.