КНИИ РАН

КОНТАКТЫ

Почтовый адрес: 364051, Россия, Чеченская Республика, г.Грозный,

В. Алиева (Старопромысловское шоссе), 21 а

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Т./ф.: (8712) 22 26 28

(приёмная)

ИНН: 2020003476

КПП: 201 601 001

A+ A A-

КАК РЕПРЕССИИ 1944 ГОДА ПОВЛИЯЛИ НА ЧЕЧЕНСКИЙ И ИНГУШСКИЙ НАРОДЫ?

 

 https://chechnyatoday.com/news/343774 

Интервью Абдулы Махмудовича Бугаева – заведующего отделом историко-филологических и социально-политических исследований КНИИ РАН, кандидата исторических наук.

23 февраля 1944 года – ужасная трагедия в истории чеченского и ингушского народов. В ходе так называемой операции «Чечевица», сотни тысяч людей были погружены сотрудниками НКВД, НКГБ и «СМЕРШ» в товарные вагоны для перевозки скота и отправлены за тысячи километров от родного дома, навстречу холоду, голоду и болезням. Людей лишили крова, имущества, родной земли, а детей, женщин и стариков, которые по тем или иным причинам не могли транспортировать таким чудовищным образом, хладнокровно расстреливали, сжигали заживо в собственных домах и бросали в мороз. 

 Спустя 77 лет после этой трагедии, несмотря на то, что очевидцев этих событий осталось совсем немного, память об этом черном дне живёт в чеченском народе. Абдула Махмудович Бугаев– заведующий отделом историко-филологических и социально-политических исследований КНИИ РАН, кандидат исторических наук, доцент, рассказал корреспонденту ИА «Чечня Сегодня» о деталях этой страшной трагедии с исторической точки зрения, приводя архивные документы и статистику. 

Какие причины послужили основанием для выселения чеченского и ингушского народов в феврале 1944 года? Власть обвинила их в коллаборационизме. Насколько это соответствовало действительности?

Прежде чем ответить на многозначный вопрос, сформулированный Вами, хотел бы процитировать преамбулу Указа Президиума Верховного Совета СССР «О ликвидации Чечено-Ингушской АССР и об административном устройстве её территории», изданный с грифом «Без публикации» 7 марта 1944 года, постфактум, спустя 19 дней после фактического начала ликвидации национальной автономии чеченского и ингушского народов.

Цитата не маленькая, но очень важно, чтобы смысл преамбулы цитируемого государственного акта, по сути его мотивации, был обозрим для понимания его противоречивости и несостоятельности.

Цитата: «В связи с тем, что в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе, многие чеченцы и ингуши изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов, вступали в отряды диверсантов и разведчиков, забрасываемых немцами в тыл Красной Армии, создавали по указке немцев вооруженные банды для борьбы против Советской власти, также учитывая, что многие чеченцы и ингуши на протяжении ряда лет участвовали в вооруженных выступлениях против Советской власти и в течение продолжительного времени, будучи не заняты честным трудом, совершают бандитские налеты на колхозы соседних областей, грабят и убивают советских людей», - Президиум Верховного Совета СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Всех чеченцев и ингушей, проживающих на территории Чечено-Ингушской АССР, а также в прилегающих к ней районах, переселить в другие районы СССР, а Чечено-Ингушскую АССР ликвидировать».

Во-первых, обозначим событийные хронологические рамки: «…в период Отечественной войны, особенно во время действий немецко-фашистских войск на Кавказе».

Битва за Кавказ охватывает период с лета 1942 г. по осень 1943 г. Активная фаза наступательных действий фашистских войск на Кавказе – 25 июля – декабрь 1942 года.

Во-вторых, обозначим «фигурантов» обвинения: «многие чеченцы и ингуши…».

В-третьих, характер их преступлений: «изменили Родине, переходили на сторону фашистских оккупантов…» и так далее.

Все эти пункты исчерпываются, как нам представляется, данными следующего архивного документа: «Министерство внутренних дел СССР. 4 Спецотдел. Дело № 138 (Особая папка. Справки по контингентам и другим вопросам. Начато: июль 1952 г. Окончено: декабрь 1958 г. На 309 листах в 3 томах. Т. 2. Хранить постоянно.

…с 1937 по 1940 год было зарегистрировано 109 банд, с 509 участниками в них и арестовано 1026 бандодиночек. 

С июня 1941 по 1 января 1945 год ликвидировано 232 банды, с 1263 участниками и арестовано более 3500 бандодиночек и бандпособников.

Как свидетельствуют архивные источники за период август 1942 год – август 1943 год на территорию Чечено-Ингушской АССР «было выброшено 8 команд парашютистов общей численностью 77 человек…». Из них «арестовано 17 человек, принуждено к явке – 24 чел., убито – 7 человек, перешли линию фронта – 6 человек».

О чём же говорят эти цифры, если их перевести в контекст обвинения?

 Для получения аргументированного ответа простым арифметическим подсчётом сопоставим их с общим количеством(численностью) чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению.

По официальным данным НКВД СССР в Казахскую и Киргизскую ССР с 23 по 29 февраля 1944 года было переселено 496460 чеченцев и ингушей.

Таким образом, получается 1263+3500 =4763, что составляет 0,95% от общей численности чечено-ингушского населения.

Так можно ли говорить, что «многие чеченцы и ингуши изменили Родине…»?!

Вопрос далеко не риторический! И ответ на него убедительно свидетельствует, что для чудовищного обвинения наших народов ни Сталин, ни Берия не имели никаких серьёзных оснований.

Более того, абсурдна всякая попытка обвинить в чём-либо целый народ.

Как могли чеченцы переходить «на сторону фашистских оккупантов», если ни пяди земли чеченской не было оккупировано фашистами?!

Точно также и по другим позициям цитируемого нами Указа.

Хочу отметить, что сама постановка вопроса «За что выселялись народы?» как минимум не корректна. Правомерно ставить вопрос «Почему выселялись народы, в том числе чеченский и ингушский?».

В поисках ответа на этот вполне логичный вопрос ряд авторов выдвигают версии, которые заслуживают внимания. Но их анализ – задача академической аудитории.

Как осуществлялась сама операция по переселению такого большого количества людей: чеченцев и ингушей?

Подготовка операции, цинично получившей название «Чечевица», осуществлялась в строгой секретности и с тщательным учётом всех нюансов. О всех перипетиях я говорить не буду, но отмечу, на мой взгляд, основные из них.

Подготовка к выселению чеченцев и ингушей началась ещё ранней осенью 1943 года. Есть свидетельства, что первоначально планировалось чеченцев и ингушей переселить в регионы Сибири. В течение января 1944 года окончательно было решено выслать в Казахстан и Киргизию.

Под видом подготовки проведения масштабных военных учений в горной местности республики перед её началом органами власти были поставлены задачи осуществить ремонт дорог, в первоочередном порядке - горных и высокогорных районов, провести переучёт населения, особо тщательно чечено-ингушского. 

В начале 1944 года в Чечено-Ингушетию стали прибывать оперативные сотрудники органов внутренних дел регионов СССР, особенно центральных, а также контингент внутренних войск. В начале февраля в республику их прибыло: оперативных работников НКВД, НКГБ и СМЕРШ – 19 тыс. офицеров и бойцов НКВД – 100 тыс. чел.

Подготовкой организации выселения руководил непосредственно Лаврентий Берия – нарком НКВД СССР, член Государственного Комитета Обороны СССР.

Республика была разбита на четыре оперативных сектора.

Выселение началось ранним утром 23 февраля 1944 года. Это была бесчеловечная чудовищная акция. Не вижу необходимости в деталях рассказывать о бесчинствах и издевательствах, которые творились исполнителями зловещей воли тирана Сталина над беззащитными людьми только из-за того, что они чеченцы или ингуши. О них многократно писалось и говорилось.

Прием эшелонов со спецпереселенцами чеченцами и ингушами в Казахстане и Киргизии был закончен 21 марта 1944 года. По состоянию на эту дату всего в Казахскую ССР и Киргизскую ССР прибыло 180 эшелонов с общей численностью 494456 человек, в том числе:

- в Казахской ССР было разгружено 147 эшелонов, в них 405941 человек;

- в Киргизской ССР было разгружено 33 эшелона, в них 88515 человек.

В пути следования во всех 180 эшелонах умерло 1361 человек, или 0,27%. Было госпитализировано 1070 человек. Это цифры из официальных источников. Но есть основания полагать, что последствия транспортировки людей в скотских вагонах были значительно тяжёлыми.  

После выселения основной массы чеченцев и ингушей, из гор было вывезено 6544 чел., пытавшихся уклониться от ссылки.

На 15 апреля 1944 года на территории Грузинской ССР проживали 2741 чеченцев и 14 ингушей. Они также были отправлены в места ссылки основной массы чечено-ингушского населения.

Таким образом, общая численность чеченцев и ингушей, подвергшихся выселению, к 1 маю 1944 составляла 505759 чел.

Расскажите пожалуйста, с чем столкнулись чеченцы и ингуши в ходе самой высылки? Имели ли место трагедии наподобие Хайбаха, которые не получили огласки?

 С первой же минуты начала выселения чеченцы и ингуши столкнулись с вопиющим беззаконием. Исполнители воли тиранов относились к своим жертвам как, мягко говоря, каратели, приводящие в исполнение приговор высшей власти. Бесспорно, были и случаи, когда отдельные офицеры, солдаты сочувственно, с состраданием относились к «наказанным», особенно к пожилым, женщинам и детям, немощным, больным. Но это единичные примеры.

Хайбах – это страшная трагедия! Она обнажила не только чудовищную жестокость диктаторского режима, но и уродство его слуг, исполнителей его воли, его стражей. 24 августа 1991 года я стал свидетелем перезахоронения останков жертв Хайбаха. Эту картину невозможно воспроизвести без содрогания, без жалости и скорбных слёз…

Мне лично неизвестно, были ли подобные расправы. Однако есть архивные сведения о расстрелах невинных людей в отдельных районах Чечено-Ингушетии, и не только в высокогорных…

В 2011 г. издательством РОССПЭН совместно с Фондом «Президентский центр Б. Н. Ельцина» в серии «История сталинизма» издана книга «Вайнахи и имперская власть: проблема Чечни и Ингушетии во внутренней политике России и СССР (начало XIX-середина XX в.). Можно сказать, что это сборник документальных источников. Не все сюжеты авторами разделов интерпретируются объективно, без предвзятости… Но в целом для думающего читателя, исследователя добротный материал для изучения страниц истории нашего народов, в том числе и трагических. Кстати, здесь приводятся отдельные факты незаконных расстрелов «ни в чём не повинных граждан» (См. С.649-…).

По прибытии в места ссылки какие основные проблемы встали перед «спецпоселенцами»? 

 С первой минуты пребывания на чужой земле проблемой № 1 стала проблема элементарного выживания. Людей косили голод, холод, болезни, в т. ч. эпидемии. Об этом свидетельствует официальная статистика. На 1 января 1945 г. численность наличного чечено-ингушского населения во всех местах спецпоселения составляла 457698 чел.

 В т. ч.:

 Мужчин……………………………………………109390 чел.

 Женщин……………………………………………125595 чел.

 Детей до 16 лет……………………………………222713 чел.

К этому времени с 21 марта 1944 года численность чеченцев и ингушей уменьшилась на 48061 чел. 

 По данным на 1 января 1949 года убыль чечено-ингушского населения составила более 130 тысяч человек.

Первое время местное население к ссыльным относилось, мягко говоря, недоброжелательно. Были разного рода эксцессы. Чеченцы и ингуши в местах «спецпоселения» значительный период времени чувствовали себя незащищёнными. Таковыми они были: бесправные, под надзором комендатур, точнее – комендантов, главная функция которых – жандармская.

В 1948 году государство объявило всех спецпоселенцев высланными на вечные времена.

Жестокость отношения к ним усилилась.

Когда иллюзии скорого возвращения на родную землю рассеялись, спецпоселенцы стали искать и находить способы и механизмы отстаивания своих прав. Об этих нюансах достаточно объёмно написал казахский исследователь Жарас Акишевич Ермекбаев.

Надо также отметить, что со временем и местное население изменило свое отношение к «наказанным народам». Казахи, киргизы, в районах компактного проживания которых создавались спецпоселения чеченцев и ингушей, стали всячески помогать невинно пострадавшим. До сих пор немало семей поддерживают не только дружеские, но и родственные отношения с представителями этих народов, в то трудное время подавших руку братской помощи нуждающимся. А нужда была во всём.

Положение изменилось практически сразу же после смерти тирана Сталина.

Как 13 лет проживания на чужбине в тяжелейших условиях повлияли на народ?

Он стал консолидированным. Ещё более окрепла непоколебимость его веры во всемогущество Всевышнего, в справедливость Его суда. Расцвели его духовно-нравственные силы. Общая беда, общность судьбы укрепляли узы единства. И такое состояние нашего этноса сохранялось до политического раскола чеченского общества на рубеже 80-х – 90-х гг. прошлого столетия. Идеологи деструктивных сил, тогда активно действовавших, по наущению своих «кураторов» и «инвесторов» сделали немало, чтобы разрушить это единство, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй». Хвала Аллаху, что нашёлся человек, глубоко осознавший недальновидность и пагубность этих явлений, и поэтому взявший на себя ответственность за будущее своего народа. Он – Ахмат-Хаджи Кадыров – ради этой благородной цели пожертвовал своей жизнью, показав нам всем пример беззаветного служения своему народу. Дала гIазот къобал дойла цуьнан! 

С чем столкнулись люди, возвращавшиеся на родину после реабилитации?

С чем может столкнуться человек, встреченный в своём родном, родительском доме, ну скажем так, как непрощенный гость? Каково может быть его морально-психологическое состояние? Ответ очевиден!

Процесс полной реабилитации репрессированных народов должен был начаться сразу же после ХХ съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором Н. С. Хрущев – первый секретарь ЦК КПСС – подверг разоблачительной критике культ личность Сталина и его последствия. Можно сказать, что он начался, но не в отношении чеченского и ингушского народов. Тогда был начат поиск приемлемого (для иерархии официальной власти) варианта невозвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину. Можно сказать, что конструировался вариант их резервации в местах спецпоселений. И эту идею поддерживали партийные боссы соседних республик Грозненской области (создана 22 марта 1944 года в основном на территории бывшей ЧИАССР), за исключением Кабардинской АССР. Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать (ближе к осени 1956 г.), что необходимо безотлагательно приступать к решению вайнахских проблем. 24 ноября 1956 было принято Постановление ЦК КПСС «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей.

 После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т. ч. и с тяжёлыми последствиями. Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг

До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там? Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой?

К концу 1961 года из Казахстана и Киргизии возвратились 468 тыс. чеченцев и ингушей, в т. ч.: в Чечено-Ингушскую АССР – 432 тыс. человек, Дагестанскую АССР – 28 тыс. человек, Северо-Осетинскую АССР – 8 тыс. человек.  

По тем или иным причинам на территории Казахской и Киргизской ССР оставались около 57 тыс. человек чечено-ингушского населения. 

В последующие годы каких-либо правовых преград для возвращения на свою историческую родину у чеченцев и ингушей не было.

В официальных документах констатировалось, что к концу 1962 года все чеченцы и ингуши, пожелавшие вернуться в Чечено-Ингушскую АССР, такой возможностью воспользовались.

Оставались жить в Казахстане, Киргизии, Узбекистане по собственной воле. Мотивация была разная. Но выбор был добровольный. Каких-либо затруднительных проблем, решить которых в то время не было возможности, на мой взгляд, не существовало.

В последующие годы отдельные чеченские и ингушские семьи, вернувшиеся на свою родную землю, возвращались в Казахстан и другие республики, и надо сказать, что чувствовали там себя вполне равноправными гражданами Советского Союза.

Во времена политического кризиса в республике, преодоления его тяжёлых последствий также немало чеченских семей выехало в Казахстан и Киргизию. И по отзывам знакомых мне известно, что отношение к ним там было тёплым, дружественным. И сегодня остаётся таковым.

В создании каких-либо программ, Вами обозначенных, никакой необходимости нет. Сегодня каждый волен выбирать себе своё местожительство в соответствии с действующими нормами законодательства соответствующих государств. 

По Вашему мнению, чеченцы и ингуши преодолели моральный ущерб от этой трагедии? Что нам нужно делать, чтобы вынести урок и не допустить повторений подобных трагедий?

Я осмелюсь сказать, отвечая на данный Ваш вопрос, что последствия любой несправедливости, в т. ч. и вопиющей, каковой была депортация чеченцев, ингушей и других народов, заметно преодолеваются, сглаживаются, если государство оказывается способным честно осознать ошибки своих правителей, бывших или действующих, и принять исчерпывающие решения, гарантированно обеспечивающие торжество справедливости без каких-либо оговорок. 6 апреля 2015 года Указом Президента РФ В. В. Путина столица Чеченской Республики - город Грозный - удостоена почётного звания Российской Федерации «Город воинской славы». Лично для меня, как и для сотен тысяч чеченцев, эта высокая и заслуженная государственная награда есть высшая демонстрация торжества исторической справедливости, есть важная грань процесса полной реабилитации чеченского народа. 

К сожалению, этого не желают осознать те, кто и сегодня продолжают конструировать спекулятивные версии, оправдывающие сталинские преступные деяния, в т. ч. и принудительные выселения целых народов. Поэтому не перестаёт сказываться боль трагедии февраля 1944 года.

Так как Вы представитель научного сообщества республики и работаете с молодыми учёными, много ли студентов или аспирантов, которые занимаются этой темой? Есть ли защищенные кандидатские или докторские диссертации на эту тему?

Интерес, в том числе научный, академический, есть и будет. Но чтобы удовлетворить его, требуется серьёзная исследовательская работа. Прежде всего на основе глубокого анализа широкого источникового – архивного материала. Как известно, архивы республики в период вооружённого столкновения на её территории практически уничтожены полностью. Сейчас силами сотрудников Архивного управления ЧР база документов пополняется. Надеюсь, что это существенно поможет исследователям, в т. ч. и тем, кто занимается изучением проблем истории нашего народа.

Есть монографические исследования, диссертации. Но в основном они принадлежат учёным не из нашей республики. Фундаментальное исследование темы депортации чеченского народа остается ещё задачей нерешённой. Это моя точка зрения, не претендующая на бесспорность.  

Ислам Газалоев

 

Уважаемые пользователи!

Просим сообщать о возможных ошибках, а также  замечаниях и пожеланиях по информационному наполнению интернет-сайта, по адресу  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Design by © DJUMAR | All rights reserved.