КНИИ РАН

A+ A A-

Монографии сотрудников КНИИ им. Х.И. Ибрагимова РАН.

 

В книге К.Х. Ибрагимова собраны многочисленные статьи, опубликованные автором с 2000 г. в общественно-политической газете Чеченской Республики– «Вести Республики» и Интернете. Автор показывает некоторые исторические вехи жизни чеченского народа в контексте использования и охраны земли, раскрывает послевоенное духовно-нравственное состояние современного чеченского общества, предлагает конкретные меры по ускорению социально-экономического и экологического развития Чеченской Республики.

В книге на основе изучения содержания нормативных актов Российской Империи формулируется вывод о том, что разные кавказские народы и их отдельные представители по-разному относились к колониальной политике России на Кавказе. Зажиточные люди, которым было что терять от взбунтовавшегося голодного люда или от набегов жестоких кочевников, в основном были за союз с Россией. А сам же простой народ, который в основном исповедовал ислам, был против всяких сношений с христианским режимом.

В советских исторических учебниках преобладало мнение, - отмечается в книге, - что царское самодержавие по отношению к национальным окраинам проводило политику «разделяй и властвуй». Между тем, история земельно-правовых отношений царской России, - утверждает автор, - не приводит ни одного примера в подтверждение данного мнения. Однако имеются факты противоположного свойства, когда самодержавие предпринимало срочные и кардинальные меры по предотвращению столкновения народов из-за земельных споров. Однако в деятельности самодержавия бывали и примеры негативного характера, свидетельствующие, например, о религиозной нетерпимости. Например, шотландцам, колония которых поселилась на Северном Кавказе, разрешается в качестве привилегии обращать в свою веру и покупать не представителей православной веры, а именно, из горских народов. Совсем иное отношение у самодержавия к бусурманам, - если те насильно крещенного человека в свою бусурманскою веру обратят – тех, согласно п. 24 гл. 22 Уложения «по сыску казнить, сжечь огнем без всякого милосердия»[1]

По мнению автора, нерациональное использование сельскохозяйственных земель является основной причиной обвальной зависимости Чеченской республики  и всей России от импорта зарубежного, в основном, генно-модифицированного и дорогого продовольствия, что в условиях возрастания угрозы всемирного продовольственного кризиса, является недопустимым.  Одной из главных причин пробуксовки земельной реформы в ЧР, на его взгляд, является отсутствие комплексного подхода в решении проблем земельных преобразований, как в организационно-экономическом, так и в правовом. В организационном – разные вопросы реализации мероприятий земельной реформы распределены между разными министерствами и ведомствами при отсутствии должной координации их деятельности в данной сфере. В правовом – правовая безграмотность населения – главной движущей силы реализации мероприятий реформы, с одной стороны, - и несовершенство земельного законодательства, выражающееся в многочисленных коллизиях и пробелах в части регулирования гражданского оборота земель сельхозназначения и надежной защиты этих земель от самовольных и иных захватов, от нецелевого и нерационального использования, - с другой.  Такое же негативное отношение к сельскохозяйственным землям и в целом по Российской Федерации.  Вот почему Россия, которая могла бы кормить до четверти человечества, не в состоянии даже прокормить свое собственное население. Глобальное потепление климата сегодня, как никогда ранее, опровергает тезис о суровости климата России для ведения высокоэффективного сельского хозяйства. 

В регулировании земельных отношений весьма важной является форма земельной собственности, - резюмирует автор. Он ссылается на И. Иванова, который в 1851 г. отмечает, что у чеченцев «права личной поземельной собственности не существовало и не существует почти до последнего времени; но только при быстром увеличении народонаселения они начали несколько ценить пахотные места и ограничили только общее право каждого владеть угодьями»[2]. Что касается земель, занятых лесами, то, по данным И. Иванова, лесов в Чечне было много и земля под ними составляла общую нераздельную собственность. Как и И. Иванов, мнения о преобладании в Чечне общинно-передельной формы землевладения придерживается Е. Максимов[3]. Однако с ними не согласен Н.С. Иваненков, утверждающий, что в Чечне с незапамятных времен основной формой землевладения была частная собственность на землю[4]. С этой точкой зрения согласуется и мнение И.М. Саидова, причем, утверждающего о тождестве форм землевладения у чеченцев в горах и на плоскости[5], с чем вряд ли можно согласиться. Можно с уверенностью утверждать, что у чеченцев на равнине частной собственности  на землю не существовало (это запрещал ислам), а была передельно-общинная. Исключение составляли приусадебные земли, которые, как правило, находились в частной собственности.

Что касается горного землевладения, сформировавшегося на протяжении многих веков и задолго до принятия ислама, то оно характеризуется как частновладельческое. Частная собственность на горные земли сохранилась до сих пор, исключая те земли, которые служили общинными и тайповыми пастбищами, которые после 1917 г. национализировала советская власть и создала на них колхозы.  О наличии общинно-тайповых пастбищ у горских чеченцев в 1871 г. подтверждает и Н. Дубровин: «В Чечне, подобно другим горным обществам господствовала общинная и тайповая формы пользования пастбищными угодьями, нередко жители одного ущелья имели общие пастбища»[6].

В Чечне на протяжении веков сформировались довольно взаимовыгодные отношения между равнинными и горными чеченцами в развитии сельского хозяйства. Как было отмечено выше, горные районы были лишены достаточных площадей пахотных угодий. Поэтому равнинные чеченцы поставляли в горы так необходимый горцам хлеб, а те, в свою очередь, обеспечивали равнину так необходимой для жизни плоскостных чеченцев животноводческой продукцией. Это же в 1881 г. отмечает О. Маргграф: «Альпийская Чечня вполне зависит от плоскостной как в отношении обеспеченности хлебом, так и в своем скотоводстве»[7].

Таким образом, на основании результатов собственных исследований К.Х. Ибрагимов приходит к заключению, что чеченцы веками жили на своей земле, кормились от её плодов, а не от набеговой системы, выстраивая взаимовыгодные торговые отношения как между собой (горцы - плоскостные чеченцы), так и с соседними народами. При этом основной формой землевладения была общинная с переделами земельных участков через каждые 6 или 9 лет.

Книга предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов юридических, исторических и сельскохозяйственных специальностей, служащих органов государственного и муниципального управления.       



[1] ПСЗРИ Уложение 1649 г. гл. 22. п. 24. СПб., 1830. т. 1. с. 156.

[2] Иванов И. Чечня //Москвитянин, 1851, № 19-20. – С. 177-178.

[3] Максимов Е. Чеченцы // Терский сборник, 1893. Вып. 3. – С. 30-41.

[4] Иваненков Н.С. Горные чеченцы // Терский сборник, 1910. Вып. 7.

[5] Саидов И.М. Земледелие и землепользование у чеченцев и ингушей в XVIII-XIX вв. // ЧИНИИИЯЛ, 1964. т. 4. вып.1

[6] Цит. по: Калоев Б.А. Скотоводство народов Северного Кавказа: с древнейших времен до начала XX века. – М.: Наука, 1993. – С. 104.

[7]Маргграф О. Чеченские селения // Терские Ведомости, 1881, № 45. 

Уважаемые пользователи!

Просим сообщать о возможных ошибках, а также  замечаниях и пожеланиях по информационному наполнению интернет-сайта, по адресу  Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


Design by © DJUMAR | All rights reserved.